Зима кончилась, потеплело. А значит, пора начинать экскурсионный сезон. Пока я размышляла, достаточно ли потеплело и наступила ли лётная погода, повернулся великолепный вариант — первая в этом году экскурсия по Старому кладбищу. В прошлый раз я ходила с тем же экскурсоводом, но ходили мы вдвоем и в основном с целью максимально нафотографировать, а тут настоящая полноценная экскурсия.
Денек выдался крайне удачный для таких целей, тепло и солнечно. Пока ждали остальных экскурсантов, я заметила вещь, которую не замечала почему-то в другие визиты. На заборе виднеются остатки барельефа. Елена (наш экскурсовод) сказала, что ранее там была композиция из самых видных зданий города (значительная часть их уже не существует) и ангелки. Сейчас там вроде как просматривается часть зданий, но я их не увидела, только ангелков и что-то, похожее на череп. Видимо, смотрела не тем глазом.
Природа еще даже не собирается просыпаться, ни единого зеленого кусочка. Зато всё хорошо видно. Плюс осенью студенты одного из колледжей города провели весьма серьёзную акцию по очистке кладбища от мусора. Не могу сказать, что стало прямо очень чисто, но гораздо лучше, чем было.
Одно из самых легендарных надгробий. С ним связано сразу несколько легенд и что тут правда, а что вымысел, сказать сложно. Происхождение надгробия тоже не ясно, но есть мнение авторитетных историков, которые утверждают, что это действительно древняя вещь, возможно, эпоха Возрождения или даже чуть раньше. На самом деле это белый мрамор, но некие «добрые люди» регулярно красят его серебрянкой. Только не спрашивайте — зачем. А еще среди местных мистических-настроенных неформалов бытует слух, что оно светится в темноте.
И так, легенда такова: один из местных рыбаков в первой половине 19-го века выловил эту вещь из моря. По легенде — вытащил сетью. В это никто не верит, но море у нас мелкое, возможно, сеть просто зацепилась за эту штуку, которая лежала на дне. Как она туда попала — вопрос интересный и ответа на него нет. Тем не менее, рыбак вытащил красивую мраморную штуку из моря и приволок к себе домой. Даже не хочу думать, сколько весит это надгробие. А вот мнения о том, как надгробие в итоге попало на кладбище и кто под ним лежит, уже сильно разнятся. Во-первых, говорят, что под ним лежит дочь того рыбака, которая в скорости умерла от какой-то болезни. Во-вторых, говорят, что рыбак продал надгробие и под ним похоронена некая знатная женщина/девушка, возможно, даже утопленница. Хотя как утопленница оказалась похороненной на освященной земле — вопрос тоже интересный.
Тем не менее, по мнению историков, надгробие действительно древнее и, скорее всего, на нем изображен мужчина, а не женщина.
Экскурсанты внимательно слушают Елену. Как раз резко набежали тучки и поднялся ветер. В какой-то момент мне даже показалось, что может пойти дождь и придется прервать прогулку. Но вскорости всё наладилось.
Этого ангела со склепа пытались снять в 70-х, чтобы перевезти в музей. Но в результате только отломали от него крест.
Склеп когда-то был облицован белым мрамором и по ценам того времени обошелся наследникам в стоимость примерно целого городского квартала.
Фамильный склеп городского головы (ну вроде как мэра по современным меркам) Лицина. Разрушен, населен бомжами, много раз горел. Даже с табличками была путаница, пока их вовсе не поснимали.
Очень красивое старинное надгробие, правда крест с навершия сбит. Заметьте, тоже кто-то «добрый» подкрасил надписи той же серебрянкой, которой покрашено легендарное надгробие, описанное выше.
Это и следующее надгробие с надписями на латышском. Редкость в наших краях. Но Россия всегда была многонациональным государством.
Просто красивый памятник.
Два уцелевших памятника из группового захоронения очень богатого и известного семейства Комнино-Варваци.
Церковь Всех святых (в обиходе Всехсвятская церковь), единственная церковь в городе, которая никогда не меняла своего назначения и не работала только короткое время с середины двадцатых и до начала оккупации. Во время прошлой экскурсии я ее не показала, но обещала. Вот, исполняю обещание.
Могила Надворной Советницы Марии Федоровны Алфераки. Представляете, каким надо было быть человеком, чтобы в те годы женщине удостоиться столь высокого чина и быть похороненной на площади перед церковью? Кстати, дворец Алфераки, который я уже чуть-чуть показала в одном из прошлых постов,
Старинное надгробие, 1815 год. Настоящая древность.
Это уже более новое, начало 20-го века. Но какая символика. Жаль, но это надгробие тоже регулярно закрашивают «добрые» люди. Поймать бы этих людей и что-нибудь им покрасить…
В качестве столбиков для ограды использованы сосуды, в которых были боевые отравляющие вещества. Есть мнение, впрочем, совершенно ничем не подтвержденное, что в Таганроге у немцев было что-то вроде испытательной лаборатории, в том числе и по отравляющим веществам. Кто знает.
Этот кельтский крест установлен на могиле супруги британско-подданного, итальянки Орем. Правда, у британско-подданного почему-то была местная греческая фамилия Скараманга. Как всегда, всё сложно.
Еще одно надгробие с надписями на английском. Англичан тут в свое время было довольно много. Впрочем, если говорить точнее, то в 19-м веке их везде было много, Британских островов им тогда явно не хватало.
Этот памятник в кругах местных неформалов называют «могила мага» и о нем ходит множество странных легенд. Хотя всё банально: 1926 год, революционная символика — звезда, земной шар в огне революции. Тут похоронен какой-то начальник тех лет.
Сзади, в зарослях, гораздо более интересное и старое надгробие типа «саркофаг».
А это могилы местных немецких пивоваров. И кого тут только не было в 19-м веке.
Пока гуляли, опять поднялся холодный ветер и стало весьма зябко.
Представляете, какая дурная сила должна быть для того, чтобы развалить на части огромный памятник из лабродорита и гранита? Вандалы, бессмысленные и беспощадные.
Экскурсанты переходят от одной интересной локации к другой по извилистой тропинке между гораздо более новых захоронений 60-70 годов.
Знаменитая «могила ведьмы». О ней я уже писала. Невежественные люди приписывают этим символам некие мистические, ведовские значения и даже проводят на ней некие ритуалы. Говорят, что в Вальпургиеву ночь даже устраивают пляски голышом. Впрочем, в это слабо верится, потому как всё вокруг густо заросло кустарником особо не потанцуешь даже в одежде, а уж в голом виде там бегать — это только разодрать себе всё в кровь. Тем не менее, следы воска весьма не двусмысленно свидетельствуют, что какие-то ритуалы здесь несомненно проводятся.
А между тем, это всего лишь схимнический крест-Голгофа, говорящий о том, что там мог быть похоронен монах либо иной человек, имевший непосредственное отношение к церкви.
Еще одно очень интересное надгробие, тоже Голгофа, но исполненная куда как более интересно. Не пугайтесь, я не вишу над ней, просто зайти с другой стороны не удалось, так что сняла вверх ногами и потом перевернула. Эффект получился забавный.
А такие памятники массово ставили в 60-х. Дешево (это просто отливка из бетона) и весьма цивильно.
А вот в первые годы 20-го века ставили такие памятники-деревья. Этот единственный уцелел полностью, сделан из гранита. Такие памятники тоже овеяны слухами, чаще всего в народе принято считать, что такие каменные деревья ставили на могилах евреев. Вот и нет, чаще всего их ставили на могилах православных священнослужителей. Хотя не только. Этот человек, например, был адвокатом. Отличная эпитафия, между прочим. Прочитаешь и сразу понятно, от чего умер. Я прочитала. Тем самым слегка разрядив довольно серьезную обстановку и заставив публику радостно поржать. В конце концов, нельзя же постоянно быть серьезными. Это вредно для здоровья.
Наверно, вы заметили на многих памятниках белые потеки. А вот и гнездо виновников. Это вороны.
Солнце опять спряталось за набежавшую тучку и кладбищенский пейзаж стал весьма готичным и располагающим к мистическим мыслям.
На центральной аллее. недалеко от часовни старца Павла на лавочке сидела дама и на полкладбища, иногда перекрывая нашего экскурсовода орала по телефону. Конечно, лучшего места для обсуждения рабочих вопросов не нашлось.
Могила блаженной Елены. Она была из богатой семьи и ее ждал выгодный брак (полагаю, что по расчету), но она сбежала из-под венца и отправилась странствовать по монастырям. Век дожила в нашем городе, ее тут приютили добрые люди. Эта могила тоже овеяна слухами и легендами.
Когда мы подошли, эта девушка в куртке уже стояла, держась за крест. Мы подождали отставших — стоит, не шевелится. Одна из девушек нашей группы даже подошла к ней, проверила — а живая ли. Стоит, не шевелится, ни на что не реагирует. Елена довольно долго рассказывала про свою блаженную тезку. За всё это время девушка не шевельнулась, стояла как изваяние. И только когда мы уже продолжили дорогу, она отошла от креста и пошла в сторону часовни. Откровенно говоря, нам всем стало немного не по себе от этого.
Вот и еще одно гранитное дерево. Этому повезло не так, как предыдущему, его свалили с постамента и выломали крест с верхушки. Это ж какую силищу надо… Это могила учителя мужской гимназии Дьяконова, которого считают прототипом Человека в футляре. Хотя современники в этом сильно сомневались, говорили, что ровным счетом ничего общего. Но Чехову, видимо, было виднее. Как говорится, он художник, он так видит.
Один из профессиональных фотографов, которые пришли с нами на экскурсию. Мы их постоянно теряли, потому что они задерживались и забредали куда-то в сторону от маршрута в погоне за интересными кадрами.
А вот и знаменитый памятник не соблюдению техники безопасности. Я его уже показывала в предыдущей экскурсии, но тогда всё было покрыто зеленью, так что хорошо снять не удалось. Это случилось на Русско-Балтийском заводе (ныне «Тагаз»). Рабочий Онуфрий Калашников работал на прессе. В процессе работы пресс заклинило, и он не выключив пресс полез в него с целью починки. Тут то пресс и сработал. В те времена он почему-то считался героем. Хотя на самом деле это скорее анти-герой, показатель того. как делать нельзя ни в коем случае.
Две очень интересные старинные плиты со странными крестами, больше напоминающими что-то из древней наскальной живописи. Фотка вверх ногами, извиняюсь, но с другой стороны там просто не подлезть.
Еще один «герой» революционных времен. Этот героический коммунистический борец с кулаками в какой-то момент перешел в категорию жертвы. Те, с кем он боролся (а мы знаем, КАК они боролись), его поймали, привязали к столбу и, похоже, расстреляли. Огорченные коллеги сделали ему такой вот революционный памятник. Искусство — в массы. От столба он отвалился еще в незапамятные времена, а куда делись голова и ноги история и вовсе умалчивает. Вообще-то, она даже имени «героя» не сохранила.
Каждый новый год приносит какие-то новые открытия. В оградке провалилась земля, открыв обширную полость, возможно, относящуюся к расположенному рядом небольшому склепу. Прошу прощения за попавшую в кадр крышку от объектива, снимала не я и там было очень неудобно — сверху.
Эту печальную даму я уже показывала в прошлой экскурсии, но тогда она была почти полностью скрыта за листвой. Сейчас видно гораздо лучше. Это памятник актрисе. При увеличении стало видно, что ее звали Клара Зминко-Техтерман.
Могила младенца Бориса Парфацкого. Существует мнение, что эта могила даже старше, чем само кладбище, т.е. стояла тут еще до того, как было официально основано кладбище. Но достоверно это узнать не представляется возможным, кто-то сбил даты жизни ребенка. По легенде ему было лет пять, он был крайне набожным и знал наизусть невероятное количество религиозных текстов. Его могила пользуется большой популярностью у религиозных людей, видно, что в нише регулярно жгут свечи.
Семейное захоронение семьи Дуровых. За несколько лет до своей трагической гибели Анатолий Анатольевич Дуров, основатель знаменитой цирковой династии, купил в Таганроге дом и перевез семью. Его супруга и еще часть родни здесь остались навсегда.
Еще один странный памятник ребенку. Странный в первую очередь именем, потому что не совсем понятно, действительно ли они ТАК назвали своего ребенка, или просто за 4 месяца не удосужились дать имя вовсе. Как бы то ни было…
На этом наша экскурсия завершается. Остальные экскурсанты пошли смотреть еще пару памятников, а я побежала дальше, потому что меня в тот день ждало еще одно интересное мероприятие, которое я никак не могла пропустить. Но об этом уже в следующем посте. До новых встреч в эфире!
Вы, как всегда, в своих экскурсиях великолепны! Просто взахлеб смотрю и читаю. Казалось бы, что такого, кладбище , а вы умеете и показать , и рассказать такие тонкости, что захватывает повествование. Кресты замшелые, легенды, деревья как памятники. Очень интересно читать
Самое интересное в том, что на этом кладбище совершенно не страшно. Не знаю, почему. У нас в городе есть еще два и на обоих большинству людей становится как минимум не по себе, а как максимум — банально страшно. А тут гуляешь как по парку.
Потому и пишется хорошо, что атмосфера к этому располагает.
я тоже люблю посещать кладбища — в них столько истории… Спасибо, было очень интересно!
Всегда пожалуйста, всё только для вас!
Интересная экскурсия в столь необычное место вечного покоя. Почему-то с каждым кладбищем связаны какие-то легенды. У нас на кладбище есть мраморная скульптура девушке и многие говорят, что она плачет, хотя вполне кому-то может показаться роса, оседающая на мраморе слезами.
Ира, у тебя уже девятая экскурсия, а вот внутренних ссылок,чтобы посмотреть предыдущую — нет.
Да, кладбищенские легенды — это огромная часть такого явления, как городские легенды. Возможно, одного без другого вообще бы не было. Кстати, а чего б тебе не сходить, не сфотографировать? Католические кладбища — это всегда интересно.
У меня есть целый раздел «Экскурсии» — welcome!
В блоге о малой Родине, ссылка сейчас на него под ником, не раз обращался к теме клабища, два поста именно на эту тему стали самыми читаемыми в блоге. Я часто бываю на кладбище, где покоятся мои родные, а также бываю на других кладбищах, но рассказать о них никак не соберусь. Обычно этой темы касаюсь в преддверии Дня Поминовения Усопших, который у католиков обходят 2 ноября. В прошлом году в это время я был в Польше и был на кладбище, где покоиться моя тетя, но как-то написать не собрался, там еще рядом есть старое еврейское кладбище, кстати, старые плиты на кладбище в Таганроге очень похожи на еврейские захоронения.
И мусульманское и иудейское кладбища были отдельно. Увы, ни одно ни другое не уцелели. Иудейское сровняли с землей и запахали немцы во время оккупации, а мусульманское уничтожили уже в 70-х советские власти. Они на его месте построили жилые дома…
А, вот тут внесли уточнение, говорят, что оно было окончательно ликвидировано только в 90-х. Впрочем, я всё равно того кладбища не видела, в детстве я в той стороне города не бывала.
Да, пора упорядочить серии постов!
Так они все упорядочены по разделам. Пожалуй, надо будет поменять шаблон, чтобы боковую панель было видно и в постах тоже, сейчас туда доступ есть только с главной.
Ирина, добрый вечер !
Спасибо большое за экскурсиию 🙂 Очень интересно и фотографии удачные 🙂
Мне очень понравились легенды и Ваши описания могилок.
До встречи !
И вам добрый вечер, Татьяна.
Рада, что вам понравилось 🙂
вспомнился фильм «Трое в лодке, не считая собаки»
«Господа, не желаете ли осмотреть кладбище, крестики, склепики, гробики…»
Ну и как тебе наши крестики и склепики? 🙂
Я тоже взахлёб прочитала. Так поучительно. Захотелось прям к ним туда, уютненько так. Вообще, здорово ты рассказываешь и показываешь.
На кладбище уютненько? Кажется, тебе пора завязывать общаться со мной, я тебя плохому научила 🙂
А рассказываю хорошо — я всю жизнь стараюсь учиться у лучших.
Умно и не скучно! приятно читать!
Спасибки, Лёша, я старалась 🙂
Большущий респект экскурсоводу Лене! и «сори» за крышку в кадре.
Респект и уважуху передам 🙂 А крышка — то фигня, там и правда было неудобно. В любом случае, я бы вряд ли туда сама подлезла, так что огромное спасибо за помощь!
Спасибо за экскурсию. Очень интересно было почитать-посмотреть.
Всегда пожалуйста. Приходите к нам ещё, будет много всякого-разного интересного.
Очень понравилось! Хотелось бы сходить в живую. А на taganrog.su будет объявление о следующей экскурсии и планируется ли она вообще? Мы бы с мужем с удовольствием присоединились!
Я рада, что вам понравилось. Информация о следующих экскурсиях точно будет тут http://vk.com/churchyard . Присоединяйтесь конечно.
Здравствуйте! Хорошо, что в Таганроге не сносят старые кладбища. Скажите, а есть ли реестр похороненных?
Увы, нет. И, в принципе, не было изначально. Еще в конце 19-го века были жалобы, что захоронение ведется беспорядочно и никаких бумаг не ведется.
Сейчас Елена, которая вела экскурсию, делает сайт, на котором будет размещена вся известная информация, в т.ч. планы кладбища и информация о сохранившихся могилах.
За более подробной информацией рекомендую обратиться в группу Вконтакте, ссылку на которую я давала в чуть выше.
И снова, как в прогулке по городу, нашла много общего между Краснодарским и Таганрогским кладбищами. В Краснодаре на многих надгробиях стоят кресты в виде деревьев, толщина «дерева» показывает в каком возрасте умер человек. А ставили их и военным, и купеческим отпрыскам, и молодым девушкам (одно из таких «деревьев», очень тоненькое, стоит на могиле совсем молоденькой девушки, потому и тоненькое, что прожила она недолго). Случаи подкрашивания надгробий у нас тоже не редкость. Иногда виновники обычные подростки — готы. А вот почему казаки решили раскрасить могилу атамана Рашпиля в цвета флага Кубани, действительно загадка…
Церковь Всех святых, стоявшая на нашем погосте, была взорвана. К сожалению мы с коллегой не догадались совершить нашу вылазку в начале весны, так что наши открытия ещё впереди. Но, пожалуй, добавлю свой пост некоторыми фотографиями уже сегодня.
Да, тут показывали какое-то кладбище, не помню где, и там тоже были целы «леса» из таких деревьев.
Некрополистика вообще интересная тема, но у меня сейчас не остается времени на что-то кроме работы. Даже вот блог почти забросила.